Понятие межкультурной компетентности (Захарова А.М. Гуриева С.Д.)

На сегодняшний день процесс глобализации охватил все страны мира и вместе с этим затронул и все аспекты человеческой жизни, значительно усилил и интенсифицировал потребность во всех формах общения и взаимодействия стран, народов и их культур. На протяжении всей жизни человек непременно сталкивается с представителями разных национальностей, это могут быть сокурсники, коллеги, соседи или просто знакомые. Стоит отметить, что в каждом обществе имеются свои нормы и ценности.

Чаще всего людям сложно понять и принять те вещи, которые не соответствуют их обществу. В такой ситуации требуется развитие эмпатии, толерантности, гибкости мышления и способности адекватно реагировать на отличные от своей культуры ценности и нормы, с тем чтобы эффективно взаимодействовать и выстраивать качественную систему коммуникаций. В целом все это можно выразить одним научным термином «Межкультурная компетентность».

Что такое межкультурная компетентность?

Понятие межкультурной компетентности является многоаспектным и неоднозначным. В зарубежной литературе понятие «межкультурная компетентность» появилось в начале 1970-х гг., во время становления межкультурной коммуникации самостоятельным научным направлением. Таким образом, в 1970–1980-х гг. стали актуальными проблемы взаимоотношения разных культур и их ценностей (Захарова А.М., 2012).

Проанализировав научную литературу, посвященную межкультурной компетентности, можно утверждать о том, что межкультурная компетентность содержит в себе: систему знаний, которая составляет основу кросскультурной грамотности (ознакомление с культурой и историей других народов и национальным своеобразием); навыки межкультурной коммуникации и восприятия реальности; владение иностранным языком; знание соответствующих правил поведения в обыденной, профессиональной и религиозной сферах, плюс ко всему выработка умений, необходимых в ситуации межкультурного диалога; комплекс характерных черт личности и навыков, такие как культурная эмпатия, толерантность, доверие, открытость к проявлениям культуры; осознание своей культурной идентичности и понимание своего культурного влияния в контексте межкультурной коммуникации; развитая способность к пониманию других культур.

Судя из определения, можно утверждать, что межкультурная компетентность способствует налаживанию эффективных контактов, пониманию культур, разрешению конфликтов, и как следствие — исключению войн между государствами. Изучение межкультурной компетентности имеет особую значимость для всего человечества.

  • Женщина и гений не трудятся. Женщина была до сих пор величайшей роскошью человечества. Каждый раз, когда мы делаем все, что в наших силах, мы не трудимся. Труд, лишь средство, приводящее к этим мгновениям.
    Ф. Ницше
  • Смысл наших садов и дворцов. И поскольку же смысл всяческого домогания богатств заключается в том, чтобы выдворить из наших взоров беспорядок и пошлость и сотворить родину дворянству души.
    Ф. Ницше
  • Цель аскетизма: Следует выжидать свою жажду и дать ей полностью созреть, иначе никогда не откроешь своего источника, который никогда не может быть источником кого-либо другого.
    Ф. Ницше
  • Тем, как и что почитаешь, образуешь всегда вокруг себя дистанцию.
    Ф. Ницше
  • Я ненавижу обывательщину гораздо больше, - чем грех.
    Ф. Ницше