Одна из важнейших задач психологической науки и практики состоит в том, чтобы помогать человеку в обретении и укреплении душевного здоровья. Эта задача решается как теоретиками в фундаментальных трудах, так и практиками — посредством пособий и тренинговых программ. Создано немало продуктивных концепций и рекомендаций. Представляется, однако, что недостаточное внимание специалистов уделено ценностным основаниям различных моделей душевного здоровья и соответствующих практик.
Мы предполагаем, что существующие модели и практики опираются на имплицитные представления об относительной важности для личности и культуры, в которой она формируется, тех или иных ценностей. В соответствии с концепцией Ш. Шварца, ценности мы понимаем как эмоционально заряженные убеждения, которые определяют цели деятельности, трансцендентны по отношению к конкретным поступкам и ситуациям, служат в качестве критериев для оценки действий, людей и событий, создают упорядоченную систему ценностных приоритетов, характеризующих личность и ее поведение (Schwartz, 1992, 1996, 2006). На наш взгляд, можно выделить две принципиально различные модели душевного здоровья.
Они, в частности, представлены в работах К.- Г. Юнга. Первая модель трактует душевное здоровье как характеристику развитой личности. Душевно здоровый человек — тот, которому удается преодолевать диссоциацию сознания, индивидуального и коллективного бессознательного, поэтому главная его характеристика — целостность. Другим показателем и условием душевного здоровья человека является наличие у него смысла жизни, который соответствует его Самости, переживается как индивидуальное предназначение.
Еще одна важная характеристика — способность адаптироваться к тем условиям, в которых ему приходится жить. Обретение душевного здоровья на пути развития личности неизменно включает в себя страдание. Требования Самости могут не соответствовать предписаниям общества и часто вызывают резкую негативную реакцию со стороны окружающих людей. Другой источник внутреннего напряжения и дискомфорта — необходимость решать сложные нравственные проблемы. Самость может склонять человека к поступкам, противоречащим законам общественной жизни и внутренним установкам самой личности. Однако страдания человека, стремящегося к развитию личности, принципиально отличаются от страданий человека, пребывающего в состоянии невротической диссоциации. «Невротик болен потому, что не осознает своей проблематики, а человек, имеющий осознанную проблему, страдает от нее, не становясь больным» (Юнг, 1950/1991).
Душевному здоровью как идеалу развития личности Юнг противопоставляет подчинение культуре как различного рода общественным установлениям (конвенциям). Подчинение моральным, политическим, философским, религиозным конвенциям позволяет человеку благополучно пройти заранее предписанный жизненный путь и защищает его и общество от опасностей, которые таит в себе проявление Самости. Однако некритическое следование общественным установлениям несет потенциальную опасность. Неразвитость индивидуального сознания препятствует способности адаптироваться к нестандартным ситуациям. Обозначим представленные здесь модели как «модель Самости» и «модель конвенций».
Они предполагают разные цели и способы их достижения и, соответственно, различные ценностные основания поведения человека. Для обозначения приоритетных ценностей воспользуемся классификацией Шварца. «Модель Самости» подразумевает в качестве приоритетной ценность «самостоятельность»; «модель конвенций» — ценности, которым Шварц дает название «традиции», «конформность» и «безопасность». То, какая из этих моделей душевного здоровья получает распространение, зависит от приоритетных ценностей культуры. Образ душевно здорового человека, каким он нарисован в трудах западных психологов ХХ века (Г. Олпорт, А. Маслоу, А. Элис и др.), в целом соответствует «модели Самости».
В этом проявляется актуальная задача западной психологии — помочь человеку найти свой способ жизни в условиях индивидуалистического общества. В традиционных же обществах, как показывают исследования антропологов, сохранение душевного здоровья обеспечивалось подчинением традициям, что соответствует «модели конвенции». Ориентация же конкретного человека на ту или другую модель душевного здоровья может отражать присущую ему иерархию ценностей на том или ином этапе жизненного пути. Исследование проводится в рамках гранта РГНФ № 13-06-00638а