Ничто - откуда и куда трансценденции (выхода за пределы).
Вопрос о Ничто – конкретный метафизический вопрос.
Метафизика – вопрошание за пределы трансценденции в человеческой всеобщности условий.
Открытость для Ничто настоящая добродетель, прикрывание
Ничто основной грех существования.
Существует некое «основное событие», в котором существую-
щее открывается для существования. В начале, это событие
есть «местоположение настроения». Настроение являет нам существующее и скрывает от нас Ничто.
Откровение о Ничто происходит на большой глубине. Это
откровение совершается в настроении страха. При этом
страх лишает нас опоры. Мы становимся чистым существованием держащимся за Ничто.
Ничто стоит за страхом как агент. Ничто открывается в страхе
в единстве с существующим. Существующее трансцендируется
(выходит за пределы) существованием. В страхе Ничто становится для нас сущностно отвергающим, указывает на тонущее существующее. Существующее ускользает от нас в чувстве страха,
оно несостоятельно в страхе. Ничто ничтожит и этим показывает иное существо. Знакомит человека с новым существующим.
Это момент истины, когда Ничто есть существующее. Существование выходит из раскрытого Ничто.
Само существование есть Ничто, внедренность в Ничто.
Страх – отступление, скованный покой. Ничто есть сковывающее, его ничтожение. Ничтожением обнаруживается существующее.
Мужество – знание о том, когда следует опасаться, а когда дерзать. Мужество быть. Границы его - принять тревогу отсутствия смысла на себя.
Экзистенциальная тревога патологична. Устранить ее невозможно.
Тревога стремится стать страхом, чтобы обрести объект , с которым может справиться мужество.
Мужество – самоутверждение «вопреки» Небытию.
Вера – предельный интерес и центрированный акт. Акт веры- акт конечного существа, которое захвачено бесконечным и обращено к нему.
Серьезное сомнение подтверждение веры. Предварительное условие веры – Разум. Вера – акт, в ходе которого Разум экстатически выходит за свои пределы. Истина веры предельный
интерес человека. Разум и есть истинная природа человека. И человек отчужден от него.
Откровение снисходит на испорченную рациональность и испорченную веру. Одолеваются внутренние конфликты Разума и веры и отчуждение заменяется примирением.
Ненадежность или надежность веры испытывается. Перенося это демонстрируется динамический характер веры.
Элементы веры, их динамика:
1. Святость сущего
2. Святость должного
Вероучения и литургии мифологические. Они должны быть сохранены в символической форме и не осмысляться научно.
Символы и мифы суть язык веры.
Наука более поздний бытийный смысл.
Наука интегрирование прошлого смысла в новый проект целостности.Наука - коммунальная субъективность, единство солидарности и соответственности.
Идея науки сверхвременна. Нормативная идеальность. Тотализация и постоянное повторение собственных достижений в чувственном мире и жизненном мире как мире культуры.